Ребёнок - непосед. Правила для родителей

Берегите ваше здоровье.

Гиперактивность (повышенная умственная и физическая возбудимость, гипердинамический синдром) -  является относительно частым нарушением развития у детей (от 3 до 8 % всех детей). Гиперактивность обычно возникает впервые 5 лет жизни ребенка и чаще регистрируется  у мальчиков. Как правило, на 5 мальчиков приходится одна девочка с диагнозом гиперкинетическое расстройство.

Для этого синдрома характерны: чрезвычайная активность, подвижность, отвлекаемость, нарушение внимания, препятствующие регулярным занятиям и усвоению школьного материала. Начатое дело, как правило, не завершается; при хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки, не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. Отмечается недостаток организованности и воли.

Если вашему ребенку поставили диагноз  «гипердинамический синдром» не стоит отчаиваться. При правильном лечении и соблюдении правил поведение нормализуется, без всяких последствий,  в возрасте 12-20 лет.  Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании (строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом).

Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить их дефект.

Зная, что работоспособность мозга наращивается  и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, необходимо обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу, например, с восьми лет, но ни в коем случае не в шесть.

Необходимо также избегать переутомления детей в течение учебного дня. Следует помнить, что шум, возня, крики только перевозбуждают их и дезорганизуют деятельность мозга.

Не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня, потому что они в гораздо большей степени, чем их здоровые сверстники, нуждаются в отдыхе после школьных занятий, многим необходим дневной сон и всем - относительное одиночество, отдых от группового общения.

Домашнее задание, которое обычно задиктовывается учителем в конце урока, дети – «непоседы»  или не записывают вообще, или записывают неправильно. Из этого не следует делать проблемы. Вы можете сами узнавать, что было задано от учителя. Помните, основную роль в организации мозговой деятельности детей с «гипердинамическим синдромом»  играют домашние занятия. Поэтому дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе.  Занятия должны чередоваться с отдыхом в соответствии с ритмом работы мозга ребенка: 5-10 минут работы и 5 минут перерыв. Через час работы необходимо делать получасовой отдых. Только при таком режиме занятия смогут быть продуктивными.

  В конце «работы» надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить.. Ребенок всегда готов слушать и смотреть, а когда информация хорошо систематизирована, он легко научается ею пользоваться и с радостью это демонстрирует.

   Напротив, отрицательные эмоции возникающие,  когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать «учебных» ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучиться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию.

   При обучении чтению цель - понимание, а не проговаривание вслух. Поэтому сначала надо дать ребенку возможность понять текст, разобрав его про себя, и только потом предлагать прочитать вслух. Когда ребенка заставляют сразу читать вслух, то ему приходится одновременно выполнять две операции. Для этого необходимо распределение внимания, которое у таких детей обычно практически отсутствует.   Обстановка при обучении должна быть свободной и непринужденной. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

Следует помнить, что монотонная неинтересная работа утомляет детей с «гипердинамическим синдромом» так же, как любая другая.

Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, «мечтательно» смотреть в пространство, надо сразу прекращать занятия, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам.

Для гиперактивного ребенка очень важен сон, поэтому  обеспечьте ребенку полноценный ночной отдых. Его отход ко сну должен быть максимально спокойным.

Помните! Все усилия педагогов, психологов и родителей должны быть направлены на развитие у ребенка интеллекта. А от остальных недостатков они избавляются по мере нормализации работы мозга.